Новинки литературы II полугодия 2013 года.

 

Авиация и Время №136 (спецвыпуск, август 2013). - Киев: АэроХобi, 2013. - 32 с., 205х290.

 

Содержание: А.Совенко. «Мрия» - уникальное достояние (цв. и ч.б. ф); АО «Мотор Сич» (цв. ф); С.Комиссаров. А.Н.Туполев – корифей советской авиации (цв. и ч.б. ф); Самолеты ХГАПП – полет без границ (цв. ф); В.Мараев. Два столетних юбилея в один год (ф); А.Хаустов. Главный калибр фронтовой авиации (цв. и ч.б. ф); Луганский авиационный ремонтный завод (цв. ф); В.Мараев. Столетие «петли» П.Н.Нестерова (цв. и ч.б. ф); Одесский авиационный завод (цв. ф); ОКБ Авиации общего назначения (цв. ф); В.Романенко. Первое десятилетие Государственного музея авиации (цв. ф).

 

Авиация и Время №4/2013 (136). - Киев: АэроХобi, 2013. - 44 с. [в т.ч. 4 с. цв. ил.] + вкл. черт. форм.590х410 М1:72: Як-40; Йокосокё E6Y1, Кугисё E14Y1, 205х290.

 

Содержание: Панорама (цв. и ч.б. ф); А.Хаустов. 50-й аэрокосмический салон Paris Air Show (ф); С.Комиссаров. Як-40 – реактивный первенец местных авиалиний (цв. и ч.б. ф, сх, рис, черт.М1:72, т, ТТХ); С.Дроздов. Air Squadron в Украине (цв. ф); А.Беликов, А.Гарбуз. Крылатый полк (к 70-летию 933-го ИАП) (ф); П.Потапенко. Ан-2-100 – украинская программа ремоторизации Ан-2 (ф); Н.Игнатьев. Горечь и триумф (в поисках «Родины» нач.) (ф); А.Чечин, Н.околелов. Зловещий «Горный туман» (гидросамолеты Аичи М6А «Сейран» и его предшественники нач.) (цв, ф, сх, рис, черт.М1:72).

 

 

Авиация и Время №5/2013 (137). - Киев: АэроХобi, 2012. - 44 с. [в т.ч. 4 с. цв. ил.] + вкл. черт. форм.590х400 М1:72: Focke-Wulf Fw 200 Condor, 205х290.

 

Содержание: Панорама (цв. и ч.б. ф); А.Харук. «Кондор» - бич Атлантики (Focke-Wulf Fw 200 Condor) (цв, ф, сх, рис, черт. М1:72 ,ТТХ); А.Совенко. МАКС-2013 в цифрах и фактах (цв. ф); С.Михайлов. Боевые вертолеты КНР (цв. и ч.б. ф, сх, черт. М1:72); А.Чечин, Н.околелов. Зловещий «Горный туман» (гидросамолеты Аичи М6А «Сейран» и его предшественники пр.) (ф); Н.Игнатьев. Горечь и триумф (в поисках «Родины» ок.) (ф); Т.Кузнецова. Вертолет поднялся выше Эвереста! (ф); С.Франчук. Боевая авиация Грузии (цв. и ч.б. ф, т).

 

 

Авиация и Космонавтика №7/2013. М.: Техинформ, 2013. - 56 с. [в т.ч. 8 с. цв. ил.], 210х290.

 

Содержание: М.Никольский. Российская авиабаза в Армении (цв. и ч.б. ф); А.Юргенсон. HeliRussia-2013 (ф); М.Лавров. Развод по-итальянски (сотрудничество вертолетного КБ «Камов» и итальянской «Агусты») (ф, сх); Фотоархив: «Русский Витязь» (ф); В.Урвачев. Небо Москвы, лето 1942 (ф); К.Кузнецов, Г.Дьяконов. Главный калибр боевой авиации пр. (ф, ТТХ); А.Чечин, Н.Околелов. Наш ответ (первое поколение советских  атомных бомб) (цв, ф); В.Ильин, А.Чечин, Н.Околелов. «Фантом» для люфтваыые (цв. и ч.б. ф, черт. М1:72); ; П.Плунский, В.Антонов, В.Зенкин, Н.Гордюков, И.Бедретдинов. Истребитель Су-27  пр. (ф, сх); Знаменательные даты III квартала 2013 года в области авиации (ф); С.Йоканович. Сербские «Тигры» (цв. и ч.б. ф).

 

 

Авиация и Космонавтика №8/2013. М.: Техинформ, 2013. - 56 с. [в т.ч. 8 с. цв. ил.], 210х290.

 

Содержание: С.Ковалев. Праздник в небесах (День Воздушного Флота) (цв. и ч.б. ф, т); Фотоархив. Самолет Ту-124 (ф); М.Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича пр. (ф, сх, ТТХ); П.Плунский, В.Антонов, В.Зенкин, Н.Гордюков, И.Бедретдинов. Истребитель Су-27  пр. (ф); Г.Черненко. Спасительный «Жюкмес» (первый парашют) (ф, сх, рис); Д.Пичугин. Из истории 226-го авиационного полка (цв. и ч.б. ф); Ан-26: бомбометание – 30 лет спустя (ф); С.Ковалев. Русская миссия Рикенбекера (ф); В.ильин. Истребитель J-11 (цв, цв. и ч.б. ф); Новости мировой авиации (ф);  А.Юргенсон. Ле Бурже 2013 (цв. и ч.б. ф).

 

 

Начиная с 9 номера журнал «Авиация и Космонавтика» (как и его собрат «Техника и Вооружение») начал выходить в полноцветном исполнении. Цену при этом издатели оставили на прежнем уровне.

 

Авиация и Космонавтика №9/2013. М.: Техинформ, 2013. - 52 с., 210х290.

 

Содержание: Д.Пичугин.Стрельбы за «Кривым Озером» (репортаж с авиабазы Домна) (цв. ф); П.Плунский, В.Антонов, В.Зенкин, Н.Гордюков, И.Бедретдинов. Истребитель Су-27  пр. (цв. и ч.б. ф, т); К.Грозев, А.Младенов. Z-10 – «китаец» с русскими корнями (цв, цв. ф, сх, рис, ТТХ); В.Ильин. Истребители МиГ-29 в польских ВВС (цв. ф); М.Никольский. Музей ВВС Польши в Кракове (цв. ф); М.Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича пр. (цв, ф, сх, ТТХ); С.Йоканович. «Кухня» майора Бешлина (Югославская реактивная программа 1950-х годов нач.) (цв, цв. и ч.б. ф, сх, ТТХ); Фотоархив (ф); Новости мировой авиации (цв. ф); Авиаспоттинг – мир увлечений (цв. ф).

 

 

Взлет №7(103)/2013 (июль). - М.: Взлет, 2013. - 56 с. 200х270.

 

Содержание: Le Bourget 2013 (цв. ф, т); В.Щербаков. А 350  в небе Бурже (цв. ф, т); Президент ЗАО «ГСС» Андрей Калиновский: «Мы перешли на цикл в 10 дней» (цв. ф); Промышленность (цв. ф); А.Фомин. Здесь строят и испытывают «МиГи» (репортаж из Луховиц) (цв. ф); Г.Омельченко. Y-20: птица Рух из Сианя (цв, цв. ф, цв. рис); Сергей Остапенко: Работа по принципу «одного окна» (цв. ф); Военная авиация (цв. ф); Н.Балабаев. Ейск: новая альма-матер морских летчиков (цв. ф); Гражданская авиация (цв. ф); «Северный ветер» набирает силу (Гендиректор Nordwind Airlines о развитии перевозчика) (цв. ф); А.Кореняко. Крылья Прибалтики-2 (авиаперевозки по-Эстонски) (цв. ф, т); Контракты и поставки (цв. ф);

 

 

Предшествующий МАКСу «Взлет» сделан двойным (объем увеличен до 96стр.) и с клееным корешком.

 

Взлет №8+9(104+105)/2013 (август-сентябрь). - М.: Взлет, 2013. - 96 с. 200х270.

 

Содержание: МАКС-2013 (цв. ф); Летательные аппараты-2013 (краткий справочник по современным летатеотным аппаратам России и СНГ) (цв. ф, ТТХ); Двигатели «Мотор Сич» на МАКС-2013 (цв. ф); А.Фомин. Ка-62 готовится к дебюту на МАКС-2013 (цв. ф, ТТХ); Военная авиация (цв. ф); А.Фомин. ПАК ФА – от МАКС-2011 к МАКС-2013 (цв. ф); «АФАР» подтверждает свою надежность (интервью с гендиректором НИИП им.В.В.Тихомирова Юрием Белым (цв. ф); Гражданская авиация (цв. ф); А.Фомин, А.Кореняко. Новые русские «регионалы»-2 (цв. ф, т); Назарио Каучелья: «Ввод в эксплуатацию SSJ100 компанией InterJet открывает самолету новые перспективы на западном рынке» (цв. ф); Промышленность (цв. ф); Александр Иноземцев: «Двигатель ПД-14 – будущее российского авиапрома» (цв. ф); Е.Ерохин. Модульная авионика для МС-21 (цв. ф); Горизонты ГРПЗ (Генеральный директор ОАО «ГПРЗ» Евгений Баранкин о работе предприятия и перспективах на ближайшее будущее) (цв. ф); Космонавтика (цв. ф); Д.Воронцов. «Что-то пошло не так» (размышления после июльской аварии на Байконуре (цв. ф, сх, т);

 

 

Взлет №10(106)/2013 (октябрь). - М.: Взлет, 2013. - 56 с. 200х270.

 

Содержание: МАКС-2013 (цв. ф); А.Фомин. Super Jet в центре внимания МАКС-2013 (цв. ф); А.Фомин «1 августа» - впервые в России (дебют пилотажной группы ВВС Народно-освободительной армии КНР) (цв. ф); Военная авиация (цв. ф); В.Карнозов. МиГ-29К снова на палубе (репортаж с Vikramaditya) (цв. ф); Промышленность (цв. ф); В.Щербаков. CSeries наконец в небе (цв. ф, т); НИТА – достижения и перспективы (цв. ф); Гражданская авиация (цв. ф); Космонавтика (цв. ф); И.Афанасьев, Д.Воронцов. Космические новинки МАКС-2013 (цв. ф); До очередного авиасалона в Фарнборо – 9 месяцев (цв. ф).

 

 

Моделист-Конструктор №7/2013. - М.: Моделист-Конструктор, 2013. - 40 с. 215х285.

 

Содержание: Морская Коллекция-6 (ПЛ): В.Кофман. «Владычица» в хвосте (ф, сх, рис); Бронеколлекция-139: А.Мишаков. Телохранитель танков «Терминатор» (БМПТ – боевая машина поддержки танков) (цв. и ч.б. ф, рис, ТТХ); Автосалон: И.Евстратов. Северный аэроавтобус (аэросани Ка-30) (цв. и ч.б. ф, сх, рис); Авиалетопись: А.Чечин, Н.Околелов. F4U Corsair на службе ч.2 (ф, сх, цв. рис).

 

 

Моделист-Конструктор №8/2013. - М.: Моделист-Конструктор, 2013. - 40 с. 215х285.

 

Содержание: Авиалетопись: В.Котельников. Бомбардировщик В-18 «Боло» (ф, сх, ТТХ); На земле, в небесах и на море: Л.Кащеев. Японские сверхмалые (цв. и ч.б. ф, цв. и ч.б. сх, ТТЭ); Морская Коллекция-7 (ПЛ): В.Кофман. В поход за «универсалом» (ф, сх, рис); Бронеколлекция-140: В.Борзенко. Ирландский Lend Rover в броневом костюме (бронеавтомобиль Shorland) (цв. и ч.б. ф, сх, ТТХ); Автосалон: И.Евстратов. Уральские «трехтонки» (автомобили УралЗИС-5М и УралЗИС-355М) (цв. и ч.б. ф, сх, ТТХ).

 

 

Моделист-Конструктор №9/2013. - М.: Моделист-Конструктор, 2013. - 40 с. 215х285.

 

Содержание: Автосалон: И.Евстратов. Первые «бескапотники» (автомобиль МАЗ-500) (цв. и ч.б. ф, сх, рис, ТТХ); Авиалетопись: А.Кириндас. Неудавшийся компромисс (вертолет Ка-17) (сх, рис, ТТХ); Бронеколлекция-141: В.Борзенко. Преемники «тридцатьчетверки» (танк Т-44) (цв. и ч.б. ф, сх, черт, т, ТТХ); Морская Коллекция-8 (ПЛ): В.Кофман. Когда одного таланта недостаточно (ф, сх, рис); На земле, в небесах и на море: Л.Кащеев. Карликовые субмарины ее Величества (цв. и ч.б. ф, цв. и ч.б. сх, ТТЭ).

 

 

Начиная со второго полугодия 2013 года возобновлен выход Авиаколлекции.

 

М.Маслов. Истребитель И-15бис. – М.: Моделист-Конструктор, 2012. - 32 с. - (Авиаколлекция №1(7)/2013). 215х285, цв, цв. и ч.б. ф, сх, рис, черт, т, ТТХ.

 

Истребитель И-15бис, созданный во второй половине 1930-х годов, как дальнейшее развитие И-15, сумел отметиться во всех конфликтах где действовала советская авиация: в Испании, в Китае, на Халхин-Голе, в «зимней» войне с Финляндией, всей Великой Отечественной войне и даже в японской кампании 1945 года. Издание выполнено вполне традиционно для серии (как будто и не было полугодового перерыва!). Вначале описывается история создания самолета, затем серийное производство и модификации (включая опытные образцы, нереализованные проекты и переделки). Далее следует техническое описание самолета И-15бис. Вторая половина издания посвящена эксплуатации самолета и его боевому применению в многочисленных войнах и локальных конфликтах (отдельные разделы посвящены действиям «бисов» на Севере, а также на Балтике и Черном море). Завершается выпуск разделами с общей оценкой проекта и описанием особенностей окраски и обозначения самолета.

 

 

В.Котельников. Истребитель Хокер «Тайфун». – М.: Моделист-Конструктор, 2012. - 32 с. - (Авиаколлекция №2(8)/2013). 215х285, цв, цв. и ч.б. ф, сх, рис, черт, т, ТТХ.

 

Выпуск посвящен английскому истребителю «Тайфун» фирмы «Хокер эйркрафт». Вначале автор описывает сложный этап создания самолета. Затем рассказано о серийном производстве и модификациях истребителя (глава получилась довольно объемной). Следующий раздел посвящен техническом описанию истребителя «Тайфун». Далее идет рассказ об эксплуатации и боевом применении в годы Второй Мировй войны. Завершается выпуск традиционно – общей оценкой самолета и описанием его окраски и обозначения.

 

 

А.Заблотский, А.Сальников. Корабельный гидросамолет-разведчик КОР-2 (Бе-4). – М.: Моделист-Конструктор, 2012. - 32 с. - (Авиаколлекция №3(9)/2013). 215х285, цв, ф, сх, черт, т, ТТХ.

 

Новый выпуск знакомит с летающей лодкой Бе-4, советским корабельным катапультным разведчиком, использовавшимся в Великой Отечественной войне и эксплуатировавшимся отечественным флотом в первые послевоенные годы. Начинается выпуск большой главой с описанием истории создания самолета. Затем автор знакомит нас с серийным производством (выпущено 49 машин) и модификациями Бе-4 (отКОР-4 до Бе-8). Техническому описанию Бе-4 посвящена следующая глава. Далее автор подробно описывает этапы эксплуатации и боевого применения (на Черном море, в Полярной авиации ,на Балтике и на Тихом океане). Следующая глава посвящена общей оценке проекта. Завершается выпуск описанием особенностей окраски и обозначения самолета.

 

 

Следующим выпуском обещана монография: «Стратегический бомбардировщик Ту-95».

 

 

Н.Кузнецов, при участии П.Филина, М.Емелиной и Н.Золотарева. Ледокол «Красин» - славная судьба «Святогора». - М.: Моделист-Конструктор, 2013. - 32 с. - (Морская Коллекция №7[166]/2013). 215х285, цв, цв. и ч.б. ф, сх, цв. рис, т, ТТЭ.

 

Судьба легендарного ледокола «Красин» сложна и многообразна. Она словно зеркало, в котором отразилась вся история нашего государства XX-XXI веков: революционные потрясения 1917 года ,Гражданская война, эпоха триумфального и трагического освоения Арктики, Вторая мировая война, послевоенное время активных научных исследований и открытий, период «перестройки»… Спущенный на воду в 1916 году «Красин» сегодня является флагманом флотилии исторических кораблей и судов Музея Мирового океана.

 

Выпуск начинается с описания этапов проектирования, постройки и испытания ледокола. Затем следует техническое описание корабля. Значительный объем занимает описание длительного периода эксплуатации ледокола начиная с Гражданской войны, затем в период освоения Арктики (отдельные главы посвящены спасению экспедиции У.Нобиле и «Челюскина»), Великая Отечественная война ,последующие капремонты и модернизации, завершая борьбой за сохранение ледокола в качестве музея.

 

 

С.Трубицын. Минный заградитель «Грыф». - М.: Моделист-Конструктор, 2013. - 32 с. - (Морская Коллекция №8[167]/2013). 215х285, цв, цв. и ч.б. ф, сх, цв. и ч.б. рис, т, ТТЭ.

 

Выпуск посвящен польскому минзагу «Грыф», ставшему символом стойкости поляков в первые дни Второй Мировой войны. Выпуск начинается с анализа состояния польского флота в период становления. Далее описаны этапы заказа и постройки мореходного минного заградителя. Следующая глава содержит детальное описание его конструкции (сюда же включен раздел с оценкой корабля). Далее весь оставшийся объем занимает описание службы корабля в составе польского ВМФ. Большое внимание уделено трем боевым дням в сентябре 1939 года.

 

 

В.Смирнов, Г.Смирнов. Краткая хроника развития москитного флота. - М.: Моделист-Конструктор, 2013. - 32 с. - (Морская Коллекция №9[168]/2013). 215х285, цв, ф, сх.

 

В этом выпуске дан краткий обзор развития москитных сил флотов мира. Зародившиеся как носители нового мощного оружия – мин и торпед катера очень быстро уступили свое место более мореходным кораблям (миноносцам), оставшись только как патрульные и минные. Вновь о мореходных катерах вспомнили в годы Первой Мировой войны. Первыми на них обратили внимание англичане, но самый громкой успех выпал на долю итальянских катерников, которые смогли пустить на дно дредноут противника. В эти же годы катера стали незаменимыми для борьбы с подводными лодками, при тралении минных заграждений и патрульно-дозорной службы. Межвоенные годы сопровождались бурным ростом москитных сил. В то время считалось, что многочисленные малые корабли во взаимодействии с авиацией способны уничтожить любого противника на море. Однако Вторая Мировая война все расставила по своим местам. И хотя катера не стали основной ударной силой флотов, но им довелось сыграть заметную роль в противостоянии на всех морских театрах.

 

 

Следующим выпуском заявлена монография: «Эскадренный броненосец «Иена».

 

 

М-Хобби №7(146)/2013 [июль-август]. - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз», 2013. - 72 с. - 215х290.

 

Содержание: Модельные новости (цв. ф); В.Крестинин. Иосиф Сталин номер два (танк ИС-2 М1:72, Звезда) (цв. ф, сх, рис); Р.Бухалов. Шешень под китайским соусом (Messerschmitt Me 4110B-2/U-4 M1:48, Meng Model/Китай) (цв. ф); С.Ряжских. Малыш против «карлсонов» (2-cm Flack 38 M1:48, ACE/Киев) (цв. ф); В.Демченко. Южноафриканский «Мираж» (Mirage IIICZ M1:48, Hobby Boss/Китай) (цв. ф, т); Г.Касяненко. Карманный леопард (Wiesel 2 LeFlaSys Ozelot M1:35, Revell) (цв. ф); Д.Колесник. Без них самолеты не летают (аэродромная техника, наборы №1 и №2 М1:144,Eastern Express) (цв. ф, т); В.Петров. Длинная рука Красного флота (180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180) (цв. и ч.б. ф, черт. М172); Камил Феликс Штарбала. Цельнометаллическая чайка (PZL-7 M1:48, ToRo) (цв. ф); В.Марковский. Реактивные снаряды С-5 (цв, цв. и ч.б. ф, сх, т); В.Костылев. «Сверхзвезда» стучится в дом (фигура разведчика 120 мм, Quasar-Miniatures) (цв. ф); Н.Парусов. Сильный, скоростной и… доработанный (доработка КВ-1С М1:35, Восточный Экспресс) (цв. ф); Л.Симухин. «Ястреб» Советского Союза (самодельный сверхзвуковой разведывательный комплекс «Ястреб» М1:72) (цв. ф); Честь и слава самурая (цв. ф).

 

 

М-Хобби №8(147)/2013 [сентябрь]. - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз», 2013. - 72 с. - 215х290.

 

Содержание: Модельные новости (цв. ф); А.Гришин. Покоривший звуковой барьер (Ла-176 М1:72, Prop&Jet/Нальчик) (цв. ф); А.Евдокимов. Бомбардировщик для Третьего Рейха (He 11H6 M1:32, Revell) (цв. ф); С.Ряжских. Паркетный внедорожник (Mercedes Typ G4 (W31) с раскрытым тентом И1:35, ICM/Киев) (цв. и ч.б. ф); А.Рябков. Звезда Советской Украины (Soviet Komintern Artillery Tractor M1:35, Trumpeter/Китай) (цв. и ч.б. ф, т); Д.Колесник. Летучий корабль (теплоход на подводных крыльях «Метеор» М1:144, PAS-Models) (цв. ф); С.Шекунов. УАЗы в российских погонах (ТС-3132 «Гусар» и другие армейские модификации) (цв, цв. и ч.б. ф, черт. М1:35, ТТХ); В.Марковский. МиГ-23М – первый массовый (цв. и ч.б. ф, рис, ТТХ); В.Демченко. Стремительная киянка (МиГ-23М М1:48, Trumpeter/Китай) (цв. ф, т); И.Возлюбленный. В поисках МиГ-23 (анализ чертежей) (цв. ф); В.Макарычев. All Big Gunиз Подмосковья (доработка модели «Дредноут» М1:350, Звезда) (цв. ф); Хоакин Гарсия Гаскес. Фиолетовая молния (постройка 1K1-J Shiden M1:48, Hasegawa) (цв. ф); Т.Ют. «Везеринг» в полный рост (израильский БТР «Нагмахон» М1:35 с использованием конверсионного набора Legends) (цв. ф); Р.Питух. Мадьярский самоходчик (конверсия фигурки М1:35, The Bodi/Венгрия) (цв. ф); От Мааса до Арраса (цв. ф).

 

 

Техника и Вооружение №7/2013. - М.: РОО «Техинформ», 2013. - 56 с. [в т.ч. 8 с. цв. ил.], 210х290.

 

Содержание: С.Смирнов. История и концепции создания армейских средств индивидуальной защиты (ф); К.Янбеков. Мостоукладчик МТУ (К-67) ч.3 (цв. и ч.б. ф, сх, рис, т, ТТХ);  В.Заговеньев. Фортификационные сооружения с танковыми башнями и танками ч.2 (ф, сх, рис);  Ф.Смирнов. Военно-морской и воздушно-космический музей в Нью-Йорке (цв. ф); А.Кириндас. Первенец сталинских пятилеток (трактор СХТЗ-15/30) (ф, сх, т, ТТХ); А.Чечин. Судьба «Титинов» ч.1 (ф, сх, рис); М.Павлов, И.Павлов. Отечественные бронированные машины (1945-1965) пр. (ф, сх).

 

 

Техника и Вооружение №8/2013. - М.: РОО «Техинформ», 2013. - 56 с. [в т.ч. 8 с. цв. ил.], 210х290.

 

Содержание: Е.Чистяков. Российские бронежилеты и новые броневые материалы (ф, сх, т); Г.Пастернак. Активная защита или оптико-электронное подавление (цв. и ч.б. ф); К.Янбеков. Мостоукладчик МТУ (К-67) ч.4 (ф, сх); А.Сорокин. 122-мм гаубица М-30 в исторической ретроспективе ч.1 (ф, сх, рис, т, ТТХ); Международная выставка вооружений и военной техники Partner-2013 (цв. ф); А.Чечин. Судьба «Титинов» ч.2 (ф, сх, цв. и ч.б. рис); А.Кириндас, М.Павлов. Мал клоп, да могуч (боевая химическая машина БХМ-8) (ф, сх, т); М.Павлов, И.Павлов. Отечественные бронированные машины (1945-1965) пр. (ф, сх, к, т); М.Лисов. Чешская Кубинка (цв. и ч.б. ф).

 

 

Как уже упоминалось выше (в связи с изданием журнала «Авиация и Космонавтика»), ачиная с 9 номера журнал «Техника и Вооружение» начал выходить в полноцветном исполнении. Что похвально - цену при этом издатели оставили на прежнем уровне.

 

Техника и Вооружение №9/2013. - М.: РОО «Техинформ», 2013. - 52 с., 210х290.

 

Содержание: Танковый биатлон в Алабино (цв. ф); Г.Пастернак, П.Кириченко, М.Усор. Впервые: вехи отечественного танкостроения (цв. ф); Р.Ангельский. Корабельные зенитные ракетные комплексы (цв. и ч.б. ф, сх); Г.Пастернак. Вновь о судьбе ИТ-1 (цв. и ч.б. ф, цв. рис); А.Кириндас. Незолотая середина (сменные гусеничные ходы для колесных тракторов) (ф, сх, т); Ф.Смирнов. Национальный аэрокосмический музей в Вашингтоне ч.1 (цв. ф); К.Янбеков Колесные мостоукладчики (цв. и ч.б. ф, сх, ТТХ); Уве Харнак. Танки в Бирмерсдорфе (цв. ф); К.Янбеков. Тяжелые боевые машины К-91 (сх); А.Сорокин. 122-мм гаубица М-30 в исторической ретроспективе ч.2 (цв. и ч.б. ф, сх, т); М.Павлов, И.Павлов. Отечественные бронированные машины (1945-1965) пр. (ф, сх).

 

 

Арсенал-Коллекция №7(13)(июль)/2013. - М.: ООО «Яуза-каталог», 2013. - 64 с. - 210х285.

 

Содержание: Р.Пономарнко. Приземленные орлы Люфтваффе (16-я авиаполевая дивизия в сражении в Нормандии) (ф, к, т); А.Харук. «Крагуй» - партизанский самолет (J-20) (ф, ТТХ); Н.Колядко. Мифы Мидуэя (алеутский «Зеро») (ф); С.Патянин. Последние фрегаты Королевского флота (фрегаты типа «Инконстант») (цв, ф, сх, рис, т, ТТЭ); Д.Киселёв. Учебные корабли Бэйянского флота (ф, сх); Е.Климович. 57-мм противотанковая пушка обр.1943г. (ф, ТТХ). «Я помню…» (Тамара Устинова) (ф).

 

 

Арсенал-Коллекция №8(14)(август)/2013. - М.: ООО «Яуза-каталог», 2013. - 64 с. - 210х285.

 

Содержание: А.Тамеев. Главный калибр «Эстонских дредноутов» (цв. и ч.б. ф, сх, к, т); А.Харук. «Шершень» - сын «Москита» (De Havilland Hornet) (цв. и ч.б. ф, сх, ТТХ); М.Жирохов. Армянская гражданская авиация над Карабахом (ф); С.Патянин. Первые железные корветы Королевского флота (корветы типа «Волидж») (ф, сх, т); М.Морозов, И.Борисенко. Как был упущен «Скагеррак» (ф, к, т); А.Харук. Воинские звания ВВС и морской авиации Франции и их примерные аналоги в других странах (т).

 

 

Гангут №76/2013. - СПб.: Гангут, 2013. - 152 с., 165х240.

 

Содержание: Р.Кондратенко. Ходовые испытания полуброненосных фрегатов «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской» (ф, рис, к, т); А.Лебедев. Черноморские сражения Ф.Ф. Ушакова: неизвестные итоги известных побед (ф, рис, т); А.Калинин. От Волги до Шпрее ок. (ф); Д.Иванов. Ахиллесова пята Черноморского флота: нехватка транспортных судов в 1830-е годы (рис, т); Ю.Давыдов. «Rawalpindi» принимает бой (ф, к); К вопросу об организации 2-й Архипелагской экспедиции русского флота (сх, рис, к); Черноморский флот в 1918–1920 годах  пр. (ф); Г.Абаева. Музей речного флота - хранить и преумножать флотские традиции (цв. и ч.б. ф); А.Сатин. На низовьях Дуная (ф, к); В.Хромов. Пожар на Галерном островке (ф, сх); В.Кожурин, В.Молчанов. Очистка порта Читтагонг в Бангладеш от мин и затопленных судов (ф, к); А.Уваров. Медали Ушакова нашли своих героев (ф); А.Степанов. Туманные периплы пр. (ф, рис, к).

 

 

«Гангут» выпуск 77.

 

В номере:
История судостроения: А.А. Гайдук, Л.А. Кузнецов Малые подводные заградители типа «З» для Балтийского флота;
В дыму морских сражений: А.А. Лебедев Дарданеллы и Афон: за кулисами известных побед;
Вооружение и техника: Р.В. Кондратенко К вопросу о японских 305-мм снарядах начала XX века;
Судоходство и мореплавание: С.Н. Бирюк Деятельность Добровольного флота по переброске войск на Дальний Восток в 1900 году;
Война на море: А.В. Платонов Готовность ВМФ СССР к морским десантным действиям перед Великой Отечественной войной;
Морской архив: Из писем лейтенанта В.Е. Егорьева отцу, Евгению Романовичу. Черноморский флот в 1918–1920 годах;
Время, люди, события: Ю.В. Давыдов. Океанские мили клипера «Крейсер»;
В.В. Щедролосев. Эсминец «Отзывчивый» - в составе двух флотов;
Кают-компания: А.И. Степанов Туманные периплы.

 

 

Издательство «Гангут» предлагает несколько новых «Мидель-шпангоутов».

 

Р.В.Кондратенко, Л.А.Кузнецов «Крейсера I ранга «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» , (серия «Мидель-шпангоут» №31/2013).

 

«Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» — эти корабли стали прямым продолжением линии развития первых броненосных крейсеров Российского флота. Начало ей положили построенные в начале 1880-х годов «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский», за которыми последовал перестроенный «Минин», собственно и ставший их прототипом. В процессе постройки первоначально однотипные крейсера были перепроектированы, причем «Владимир Мономах» стал первым кораблем этого класса, оснащенным двухвальной главной энергетической установкой, а «Дмитрий Донской» получил закрытую батарею. Кроме того, «Дмитрий Донской» в составе отряда кораблей Российского флота участвовал в середине 1893 года в торжествах по случаю 400-летия открытия Х. Колумбом Америки, пробыв в водах восточного побережья США более трех месяцев. В ходе своей почти двадцатилетней службы оба крейсера побывали во многих океанах и морях и погибли в бою с превосходящими силами противника в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года.

 

 

Н. Н. Афонин "Владивостокские миноносцы", (серия «Мидель-шпангоут» №323/2013).

 

Владивостокские миноносцы в Русско-японской войне 1904–1905 годов — были кораблями, для которых рейды к чужим берегам стали повседневной службой, и их смелые набеговые операции на японское побережье навсегда остались в боевой летописи Российского флота. Немалую роль сыграли эти корабли и в истории отечественного судостроения. Миноносцы «Янчихэ» и «Сучена» стали первыми в русском флоте разборными миноносцами, доставленными из европейской части России на Дальний Восток. Впоследствии этот опыт неоднократно использовался при постройке и перевозке на Дальний Восток более крупных кораблей, а первый самостоятельный переход во Владивосток миноносцев «Наргэн» и «Гогланд» положил начало длительным плаваниям миноносцев из Кронштадта в Порт-Артур накануне Русско-японской войны. Когда война с Японией закончилась, владивостокские миноносцы еще долгих 2 года участвовали в ликвидации минных заграждений на подходах к порту и лишь после этого начали выводиться из строя.

 

 

А.М. Васильев, А.Б. Морин «Средний крейсер адмирала Н.Г. Кузнецова (проект 66)», (серия «Мидель-шпангоут» №33/2013).

 

Проект 66 «среднего» крейсера явился последним в СССР, а скорее всего и в мире, проектом тяжелого артиллерийского корабля, предназначенного для уничтожения кораблей противника своей артиллерией в морском бою. Этот проект, разрабатывавшийся с учетом опыта Второй мировой войны и внедрения самых последних для начала 50-х годов ХХ века достижений отечественной военно-морской науки и техники, как бы замыкал собой эволюцию тяжелых артиллерийских кораблей Российского Императорского флота: линкоров типов «Севастополь», «Императрица Мария» и «Император Николай I», линейных крейсеров типа «Измаил», советских линкоров типа «Советский Союз» (пр. 23) и тяжелых крейсеров типов «Кронштадт» (пр. 69) и «Сталинград» (пр. 82). Все эти корабли должны были воплощать силу и мощь страны, но по разным, однако сходным причинам большинство из них достроить не удалось. Что касается крейсера проекта 66, то его проектирование было доведено лишь до завершения разработки корректированного проекта. Дальнейшая разработка этого артиллерийского корабля в условиях проходившего в середине ХХ века интенсивного развития и совершенствования новых видов морского оружия, в первую очередь ракетного (корабельного и авиационного), вполне закономерно была признана нецелесообразной. Тем не менее сам процесс разработки и рассмотрения проекта нашего последнего тяжелого артиллерийского корабля, вероятно, представит определенный интерес для любителей истории военного кораблестроения.

 

 

Н.Н. Афонин «Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков», (серия «Мидель-шпангоут» №34/2013).

 

Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков» стали последними на Черном море эскадренными миноносцами с паровыми машинами. Обладая самым мощным для российских кораблей этого класса артиллерийским вооружением, включавшим 120-мм орудия, они успешно использовались в начальный период боевых действий на черноморском театре в ходе Первой мировой войны 1914–1918 годов. По мере вступления в строй новых эскадренных миноносцев — «новиков» задачи, решаемые миноносцами типа «Лейтенант Шестаков», несколько сузились, но они по-прежнему участвовали в минных постановках, обстрелах неприятельского побережья, борьбе с каботажными перевозками у турецких берегов. Но в знаковом для России 1917 году военное счастье отвернулось от них. Первым на германской мине погиб «Лейтенант Зацаренный». Через год по приказу Совнаркома в Новороссийске были затоплены «Лейтенант Шестаков» и «Капитан-лейтенант Баранов», а еще через два года при эвакуации белогвардейских войск генерала П.Н. Врангеля в составе кораблей и судов Черноморского флота ушел в Константинополь «Капитан Сакен». Навсегда покинув воды Черного моря, он закончил свои дни под жарким солнцем далекой Бизерты…

 

 

«Гангут» предлагает несколько новых изданий.

 

В. Ю. Грибовский, А. Ю. Савинов "Моонзундское сражение 1917 года".

 

Книга посвящена Моонзундскому сражению, состоявшемуся в начале октября 1917 года на островах Моонзундского архипелага и в прилегающих к нему водах.

 

 

Моонзунд. 1941 год.

 

Книга посвящена обороне Моонзундских островов в сентябре-октябре 1941 года. Автор предваряет рассказ о событиях начала Великой Отечественной войны кратким очерком боевых действий в районе архипелага в годы Первой мировой войны, описывает создание на островах оборонительных позиций и формирование гарнизона, подробно повествует о действиях защитников Моонзунда на суше, в воздухе и на море. При описании действий обеих сторон широко использовались материалы российских и зарубежных архивов.

 

Броненосцы типов "Виттельсбах", "Брауншвейг" и "Дойчланд".

Германия, руководимая своим энергичным императором, не только заняла первое место в Европе как военная держава, но и в экономическом отношении достигла необычайных результатов. Производства германской фабрикации постепенно преодолевали конкуренцию других стран и мало-помалу наводнили все рынки в ущерб производству других европейских государств, в особенности Англии. Одновременно с увеличением производства и сбыта добросовестно выполненных произведений, увеличился и торговый флот, который способствовал быстрому распространению предметов германской промышленности во всех странах земного шара. Коммерческие суда, в особенности пассажирские, по размерам, быстроте хода и правильности рейсов перещеголяли все суда коммерческих флотов других наций, не исключая и Америки. Подобное цветущее состояние промышленности, великолепная организация интенсивного сельского хозяйства повели и к прекрасному состоянию финансов.

 

 

О.А. Рубанов "Подводные лодки Англии в Первой Мировой войне".

Книга посвящена боевым операциям британских подводных лодок в годы Первой Мировой войны. Англия поздно подключившаяся к предвоенной подводной "гонке" вынуждена была наверстывать отставание уже в годы войны. На основании различных источников подробно излагаются операции английских подводных лодок на всех важнейших театрах военных действий. Для широкого круга читателей, интересующихся военно-морской историей.

 

 

С.Б. Булдыгин "Борьба за Ригу в 1941 году".

 

В очередной своей книге автор кратко описывает становление Латвийской республики, ее присоединение к СССР, размещение в Риге и ее окрестностях воинских частей Прибалтийского военного округа, которым суждено было в первые дни Великой Отечественной войны встретить удар германских войск группы армий «Север». Значительное внимание уделяется боевым действиям на Рижском направлении 22–26 июня и обороне Риги 27 июня - 2 июля 1941 года, а также действиям соединений Краснознаменного Балтийского флота в Рижском заливе в этот период. Книга объемом 144 страницы содержит цветную вклейку на 6 страницах и черно-белую на 24 страницах на мелованной бумаге.

 

 

Б. П. Димитриченко «Механик "Святогора"».

 

В воспоминаниях автора, изучившего жизненный путь своего отца, предстают картины жизни моряка торгового флота СССР, получившего образование в дореволюционный годы и прошедшего нелегкий путь от кочегара до участника правительственных комиссий по закупке судов за границей, репрессированного в конце 1940-х гг. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей торгового флота и нашей страны в первой половине ХХ в.

 

 

«Кортик» № 14/2013.

 

Содержание:

ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ

Дружинин Ю.О., Емелин А.Ю. Граф Франческо Замбеккари – первый воздухоплаватель в русском флоте

Галыня В.А. Забытые судьбы: линиеншиффслейтенант Лео Прашил

(25.02.1887–29.04.1924)

Валиев М.Т. Инженер-механик Н.В.Высоцкий: жизнь эпохе вопреки

Кузнецов Н.А., Шергалин Е.Э. Моряк в пустыне: лейтенант В.А.Шумович – флотский офицер и естествоиспытатель (начало)

Димитриченко Б.П. Механик «Святогора». Воспоминания об отце – механике П.Я.Димитриченко

СЕМЬЯ МОРСКАЯ

Черноусов А.А. От командующего Черноморским флотом до украинского националиста Малиновская Е.С. Моряк, историк, библиофил... Штрихи к биографии Захария Андреевича Аркаса

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Познахирев В.В. Экипаж парохода «Перваз-Бахри» в России, или превратности русского плена

АЛЬМА-МАТЕР

Типольт Н.А. Первые дни в Морском корпусе. Осень 1898 г

Публикация и комментарии А.Ю.Емелина и О.Н.Лукиной

ПОД ФЛАГОМ РОДИНЫ

Титов С.М. Командиры и комиссары Онежской флотилии (1918–1920 гг.) (начало)

Глушенко В.И. Озерейка – Малая земля (окончание)

ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ

Шульц С.С. Из воспоминаний. 1919 г. Публикация и комментарии Н.А.Кузнецова (окончание)

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Гладких С.А. Публикации по военно-морской истории в научных изданиях Архангельской области (XXI в.)

Емелин А.Ю. Рецензия на: Бьёркелунд Б.В. Воспоминания.

НАШИ НОВОСТИ

Кузнецов Н.А. «1922 год. Дальневосточный Исход»

Гладких С.А. Вспомнить поимённо

 

"Фортовед" №6.

 

Содержание:

Максим Ющенко, Наталья Кухар-Онышко. Укрепления города Николаева в Восточную войну 1853–1856 гг.

Сергей Бар, Заур Маргиев. Катастрофа в Батуме

Станислав Воробьёв. «По Кронштадтской крепости»: Эпоха бетона 1890–1917 гг. Часть IV. Русско-японская война и её уроки. 1904–1908 гг.

Владимир Каминский. Герметизирующие приспособления пулемётов и наблюдательных приборов советских ДОТов в 1927–1936 гг.

Андрей Кайнаран. Опытные стрельбы по ДОТу Киевского укрепрайона в 1937 г.

Вячеслав Мосунов. Прорыв Красносельского сектора Красногвардейского укрепрайона 9–11 сентября 1941 г.

Денис Жуков. Сооружения Красногвардейского укрепрайона на немецких фотографиях

 

 

Галея: военно-исторический журнал № 1(5)/2013. - СПб.: Галея-Принт, 2013. - 80 с. + 4 с. мелов. вкл. цветных фотоиллюстр., 205х285.

 

Содержание: А.Гайдук. Ледокол «Либавский 2-ой» (ф, сх, к); Хесус Медель Сотерас. Буксир «Boreas» (ф); А.Глущенко. Гибель «Titanic»: радиосвязь до и после катастрофы (ф); И.Франчук. Флаг не спустивший ч.1 (ф); С.Лисин. Гибель Щ-402 (ф); В.Сутормин. Переход пограничных «Альбатросов» на Север (ф, сх, ТТЭ); Т.Некрасов. База Камского флота (140 лет Нижнекурьинскому затону) (ф); С.Крягин. Российский авианосец (цв. и ч.б. ф, сх, ТТЭ); Ю.Каторин. Подводные авианосцы ч.2 (ф, сх, рис).

 

 

В.Вохмянин, А.Парамонов, А.Подопригора. Харьков освобожденный навсегда, август 1943 г. (сборник документов и материалов). - Харьков: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2013. - 264 с. - 195х270, тв. пер., к, т.

 

 

Белгородско-Харьковская наступательная операция (3-23 августа 1943 года) – одно из самых известных и до сих пор недостаточно изученных сражений Красной Армии в войне с нацизмом. Мифы и стереотипы, жестокая правда и забытые факты переломного этапа Второй Мировой войны. Подробности и кульминация боев за освобождение Харькова – в документах штаба Степного фронта и 5-й гвардейской танковой армии. Авторы предлагают читателю исследовать и осмыслить события, происходившее до и после взятия советскими войсками второго по величине города Украины, рассказывают о труднейших днях начала его возрождения.

 

Авторский коллектив медиа-проекта «Харьков в войне» выпустил к юбилею освобождения города книгу - сборник документов, посвященный событиям 70-летней давности. В книге затронуты некоторые аспекты Белгородско-Харьковской наступательной операции «Полководец Румянцев» 3 – 23 августа 1943 г. (ахтырско-богодуховское направление операции в книге детально не рассматривается, поскольку, это отдельная огромная тема, главное внимание уделено именно харьковскому направлению) освобождения города Харькова, ходу боевых действий в Харькове на Харьковщине после официального завершения операции, т.е. после 23 августа, подробности о жизни и работе городских властей после освобождения города. Впервые публикуются документы Степного фронта и его армий, в частности, 5-й Гв. ТА, о боях на подступах к городу. Особый интерес составляют также, публикуемые впервые, документы 8-й армии и 11-го армейского корпуса Вермахта, освещающие пиковые дни сражения 22-23 августа. Предваряет коллекцию документов объемная вводная статья, излагающая хронологию сражения и дающая некоторые обобщенные выводы. Книга издана в твердом переплете, тиражом всего 200 экз. В широкую продажу поступать не будет.

 

 

Литература, предлагаемая к продаже:

Авиация и Время №№ 1-5/2013................................................ по 40.

Авиация и Время № 135 (спецвып. МАКС)................................ 40.

АвиаПарк спецвыпуск 2013

 (Истребители над Прибалтикой 22.06.1941)................................. 75.

Авиация и Космонавтика №№ 1-6/2013.................................. по 55.

Авиация и Космонавтика №№ 7-12/2013................................ по 55.

Взлет №№ 7+8, 9, 10, 11, 12/2012.............................................   по 65.#

Взлет №№ 1+2, 3, 4, 5, 6/2013, 7, 8+9, 10/2013.......................   по 65.#

М-Хобби  №№ 1-11/2012, 1-11/2013.......................................... по 70.

Моделист-Конструктор №№ 1-6/2013..................................... по 80.

Моделист-Конструктор №№ 7-12/2013................................... по 83.

МК/МК № 7/12 (ЭМ типов «J», «K» и «N»).............................. 100.

МК/МК № 8/12 (Британские шлюпы Второй мировой ч.1)... 100.

МК/МК № 9/12 (Корабли Русско-японской войны ч.3:

  Владивостокский отряд; Крейсерские операции)................. 100.

МК/МК № 10/12 (Британские шлюпы 2МВ ч.2)....................... 100.

МК/МК № 11/12 (Самые большие сторожевики

 (СКР-18, СКР-19, "Ветер")............................................................. 100.

МК/МК № 12/12 (Эскадренный броненосец «Бреннус»)...... 100.

МК/МК № 1/13 (Американские ПЛ 2МВ ч.2)........................... 100.

МК/МК № 2/13 (ЭМ типа «Фидониси»).................................. НЕТ!

МК/МК № 3/13 (Итальянские ПЛ)............................................... 100.

МК/МК № 4/13 (КР типа «Пенсакола» ч.1)................................ 100.

МК/МК № 5/13 (ПЛ Австро-Венгрии 1МВ).............................. 100.

МК/МК № 6/13 (КР типа «Пенсакола» ч.2)................................ 100.

МК/МК № 7/13 (Ледокол «Красин»)........................................... 110.

МК/МК № 8/13 ( Минный заградитель«Грыф»)...................... 110.

МК/МК № 9/13 (Кратк. хроника развит.москитного флота)... 110.

МК/МК № 10/13 (Эскадренный броненосец «Иена») 110.(заявка)

АК/МК № 7/12 (Ту-22М)................................................................ 100.

АК/МК № 8/12 (Р-63 «Кингкобра»)............................................. 100.

АК/МК № 9/12 (истребитель И-15).............................................. 100.

АК/МК № 10/12 (C-17A "Глоубмастер" III).............................. 100.

АК/МК № 11/12 ("Крейсер" Р-6/КР-6)........................................ 100.

АК/МК № 12/12 (Советские десантные планеры 2МВ).......... 100.

АК/МК № 7/13 (Истребитель И-15бис)....................................... 110.

АК/МК № 8/13 (Истребитель Хокер «Тайфун»)...................... 110.

АК/МК № 9/13 (корабельный КОР-2/Бе-4)................................ 110.

АК/МК № 10/13 (Ту-95).................................................... 110.(заявка)

БК/МК № 4/12 (БА «Хаммер»)..................................................... 100.

БК/МК № 5/12 (Танк Т-80)............................................................. 100.

БК/МК № 6/12 (Шведский танк Strv-103).................................... 100.

Морская Война №№ 1, 2, 3, 4, 5/11........................................ по 110.#

Антология Войны №№ 1/2011, 1(2), 2(3)/2012, 1(4)/2013........ 115.#

Галея №№ 1, 2, 3, 4, 5................................................................ по 125.#

Гангут №№ 72, 73, 74, 75, 76.................................................... по 135.#

Арсенал Коллекция  №№1, 2, 3, 4, 5, 6/2012........................ по 100.#

Арсенал Коллекция  №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2013................ по 110.#

Наука и Техника №№ 1-12/2012................................................ по 40.

Техника и Вооружение № 1-6/2013........................................... по 55.

Техника и Вооружение № 7-12/2013......................................... по 55.

Харьковская ЧеКа.............................................................................. 65.

Харьков 1941 ч.1 У края грозы (2-е изд. 120 стр.+ 4 цв.вкл.)..... 75.

Летный риск (испытания, аварии, катастрофы)..................... 150.#

Подарок судьбы (исповедь летчика-испытателя)................... 250.#

Издательство «Техника-Молодежи»

Чудо техники - Железная дорога (304стр., тв.пер.)................. 350.#

Серия «Боевые Корабли Мира»/(«Истфлот»)

Полуброненосные фрегаты «Генерал-адмирал» (1869-1917) 185.#

Линейные крейсера «Дерфлингер», «Лютцов», «Гинденбург» и

   «Макензен» (1907-1918)............................................................ 185.#

Образцовые броненосцы Франции ч.2:

   «Карно» (1891-1922)................................................................... 185.#

Образцовые броненосцы Франции ч.3:

   «Шарль Мартель» (1883-1922)................................................. 185.#

Броненосцы типов «Центурион», «Ринаун»

   и «Трайомф» (1909-1918)......................................................... 175.#

Канонерские лодки Первой эскадры Тихого океана в

   Русско-японской войне (1904-1905)....................................... 175.#

Издательство «Галея Принт»

О.Паркс. Линкоры Британской империи ч.8

   (Последние властелины морей).............................................. 250.#

Британские эсминцы: история эволюции 1892-1953 чч.1/2 по 250.#

Тайна гибели шхуны «Крейсерок»              165.#